Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)

 

Названия:

  • «Невская порцелиновая мануфактура» (с 1744 г- 1765г)
  • «Императорский фарфоровый завод» (с 1765г-1917г)
  • «Государственный фарфоровый завод»(ГФЗ — аббревиатура клейма). (с 1917г.-1924г.)
  • «Ленинградский фарфоровый завод». (с 1924 г. -1925г.)
  • «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова», в связи с 200-летием Российской академии наукбыло присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) —  ( с 1925 г.- 2005г)
  • «Императорский фарфоровый завод.» (с 2005г.-)

 

Онователь: Императрица Елизавета Петровна

Место расположения: Санкт-Петербург

дата основания: 1744 год

мастера:

Дмитрий Иванович ВИНОГРАДОВ  (1720— 1758)

Пробная чашка. 1749-1750 годы. Д.И. Виноградов

Чаша с виноградной лозой Мастер Д.И. Виноградов 1749 год

Кружка с крышкой Мастер Д.И. Виноградов 1750-е годы

 

До наших дней сохранилось лишь девять его изделий – тончайшие чашечки и табакерки с монограммой «W». И находятся они в Эрмитаже и Русском музее.

Гаттенберг Франц Иванович керамист

Степа́н Степа́нович Пи́менов -скульптор, руководитель модельмейстерской мастерской. (в 1809—1830 годах)

Жак-Доминик Рашет (Франция) (в России приобрёл имя Яков Иванович Рашет).-В 1779 году приглашен на должность модельмейстера. прославился знаменитой серией фигур «Народы Российского государства» (1780-е годы), также «Арабесковый сервиз» (1784) и другие образцы русской фарфоровой промышленности (в частности 27-сантиметровый бюст Екатерины II).

Воронихин Алексей Ильич -модельмейстер

Ама́ндус Хейнрих А́дамсон- скульптор иживописец. В 1901—1907 годах были выполнены в бисквите скульптуры Адамсона: «Внимая шёпоту моря», «Поцелуй волны», ,”Рождение Венеры”«Последний вздох корабля», «Демон», «Вопль души».

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев – художник, сотрудничество с ЛФЗ 1920-е годы

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский – художник, сотрудничество с ЛФЗ 1920-е годы

Петров-Водкин Кузьма_Сергеевич – художник, сотрудничество с ЛФЗ 1920-е годы

Константи́н Андре́евич Со́мов – художник, сотрудничество с ЛФЗ 1920-е годы

Казими́р Севери́нович Мале́вич.- художник, сотрудничество с ЛФЗ 1920-е годы,в настоящее время производят чайник, сделанный по эскизам Малевича

Мстислав Валерианович Добужинский – художник, сотрудничество с ЛФЗ 1920-е годы

Алекса́ндра Васи́льевна Щекати́хина-Пото́цкая – скульптурные оброзы, роспись. (С 1918г.- 1940-е)  работы хоронящиеся в русском музее.

Блюдо “Материнство”

Исполнитель росписи М. П. Кириллова. 1921г. Фарфорроспись надглазурнаязолочениецировка;. Дм. 26,5

full
Тарелка “Комиссар” с надписью: “Площадь Урицкого”

Исполнитель росписи Е. А. Якимовская. 1922г. Фарфорроспись надглазурнаязолочение. Дм.35

fullЧашка с блюдцем “Красный лик”

1922г.  Фарфорроспись надглазурнаязолочениецировка;. 10,3 х 12,2 х 9,5; дм. 16,1

Наталия Яковлевна Данько– скульптор, В 1923 году Наталия Данько создала скульптурную группу «Пятилетие Красной Армии». Работа, получившая широкую известность, представляла собой стоящих в полный рост партизана с винтовкой и красноармейца с красным флагом. Между ними стояла стопа книг с надписью «История Красной Армии СССР»[1]. Эта работа стала логическим завершением серии изделий, ставших символом новой зарождающейся эпохи, скульптурами «Партизан в походе», «Милиционер», «Вышивающая знамя», «Работница, говорящая речь», «Матрос со знаменем», шахматами «Красные и белые».

Фарфоровая фигурка на станции метро «Театральная» (1938)

Наталия Данько создала более 300 скульптурных работ. Наиболее известные: «Красноармеец», «Работница, вышивающая знамя», «Матрос» (1919), «Милиционер» (1920), «Грузчики», «Гадалка», «Голод», «Шахматы» (1922), «Работница», «Женщина со снопом» и другие. Также создавала портретные фигуры: «Нижинский», «Фёдорова 2-я» (1922), «Анна Ахматова», «Мейерхольд» (1935), «Папанинцы на льдине» (1937). Многие ранние работы расписывала сестра Натальи — Елена Данько.

full

 

 

 

«Пробуждающийся Восток» («Турчанка»)-1920-е-1930г

Модель «Пробуждающийся Восток» («Турчанка») изготавливалась в различных вариантах росписи в 1920-х — 1930-х гг., как на экспорт, так и для внутреннего рынка и экспонировалась на международных и всесоюзных выставках. Скульптура значится в заводских ведомостях под названием «Турчанка». Данная скульптура с изображением на газете силуэтного портрета Г.Е. Зиновьева встречаются крайне редко: предметы с изображением «врагов народа» иметь в своем собрании было очень опасно и они уничтожались (часто подобные портретные изображения были также вытравлены кислотой или стесаны).

full

чернильница «Игра в шахматы» ЛФЗ. 1939 г.

fullЧернильница “Игра в шашки”, автор модели Н. Данько, автор росписи Л. Блак, ЛФЗ 1938 г. Размер:13,8 х 18,8 х 9,5 см.

full

Скульптура Молящийся узбек” (старик с ларцом). Автор модели Н. Данько, автор росписи Е. Потапова 1930 г. ЛФЗ. Размер:12,8х12,5х7,5 см

Скульптуры “Зарема” и “Гирей” из цикла “Бахчисарайский фонтан” ЛФЗ. Автор модели Н. Данько. Конец 1930-х – начало 1940-х гг.

full

Подчасник “Узбечка с плодами” из серии “Урожай”. Автор модели Н. Данько ЛФЗ 1930-е гг. Размер 23х20,5х11,5 см

fullПодчасник “Узбечка с плодами” из серии “Урожай”. Автор модели Н. Данько, автор росписи Л. Блак, ЛФЗ конец 1930-х гг. цена на 2023 год 30 000руб

fullСкульптура “Танцующая девушка” из серии “Восток”,

автор модели Н. Данько 1920-1930-е гг. ЛФЗ

 

Лебедева Мария Васильевна (1895–1942)-Художник

Родилась в Петербурге. Художественное образование получила в школе Общества поощрения художеств, которую окончила в 1917 году. Была ученицей И. Я. Билибина. В процессе обучения Марию неоднократно отправляли в командировки, как по России, так и за границу. Кроме этого она совершила поездку по северным русским городам вместе со своей школьной подругой А. В. Щекатихиной. По окончании школы Лебедева работала с графикой и в области декоративного искусства. Свои работы экспонировала на выставках объединения «Мир искусства» и «Общины художников». После Октябрьской революции 1917 года работала в средних школах учителем рисования, а также художественным руководителем в детских клубах.

С 1919 по 1924 год Лебедева работает сначала в филиале живописного цеха при бывшем училище барона А. Л. Штиглица, а позднее и на самом Государственном фарфоровом заводе. В период с 1924 по 1927 годы возвращается к педагогической деятельности и ведет занятия по прикладному искусству в художественном техникуме Витебска. С 1933 по 1940 годы с некоторыми перерывами Лебедева работает то в Минском художественном институте, то на Ленинградском фарфоровом заводе. В это время она вносит большой вклад в разработку и использование мотивов народной национальной графики в белорусском прикладном искусстве и книжной графике. За годы работы на Ленинградском фарфоровом заводе художница выполнила довольно много интересных зарисовок для росписи фарфора. В дальнейшем работы Лебедевой экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках, среди которых стоит выделить Международную художественную выставку в Париже в 1925 году и выставки Русского искусства в Вене и Берлине в 1930 году.

Во многих работах художницы можно заметить единство и борьбу противоположностей, символы старого и нового, прошлого и настоящего или настоящего и будущего. В них практически нет символов Советской власти или расположенных вкруговую по борту тарелки или в центре нее кричащих лозунгов. Если Лебедева и выполняла работы для агитации новой власти и Октябрьской революции, то они, бесспорно, выделялись на общем фоне по своей оригинальности и выразительности. Свои работы Мария Лебедева подписывала буквой «М» с изображенным над ней лебедем. На некоторых работах на лицевой стороне можно встретить полную подпись художницы: «Мария Лебедева».

full

Ваза«Голод» Фарфор ГФЗ – ЛФЗ 1921 год

Цена на 2023 год не менее 300 000руб

Михаил Михайлович Адамо́вич(1884-1947)-художник, В 1918—1919 и 1921—1924 годах работал художником на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде (Ленинграде); был автором серии тарелок «Виды старого Петербурга» («Мотив Адмиралтейства», «Сфинкс», 1919), сервиза «Цветы» (1922), агитационных тарелок «Красная звезда», «Красный человек», «Вся власть Советам» (1921), «Кто не работает — тот не ест» (1921), «РСФСР» (1922), «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (1923) и других[2]. В 1925 году за роспись по фарфору был удостоен золотой медали на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже.

В 1926 году по рисункам Адамовича на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова был выполнен столовый сервиз «Индустриализация». В 1924—1927 годах работал художником на Волховской фарфорово-фаянсовой фабрике, а с 1927 по 1934 годы — на Дулёвском фарфоровом заводе.

full

Тарелка «Кто не работает, тот не ест». Адамович М.М., Альтман Н.И.  ГФЗ 1922 г.

full

Агитационная тарелка «Да здравствует Красная Армия», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1923 г.

fullАгитационная тарелка «Капитал», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1921 г.

full

Агитационная тарелка «Красная звезда», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1921 г.

 

Кузнецов Василий Васильевич (1881-1923)-скульптор, в 1914-1919 годах заведовал скульптурным отделением Императорского, позднее Государственного фарфорового завода.

В 1914 г для ИФЗ выполнял скульптуру “Балерина Павлова” по модели С.Н. Судьбинина; содал композиции: “Сестра милосердия”, “Илья Муромец”, “Фавн-младенец”, “Дама с розой”, из мягкого фарфора – фигуры медведей, в 1916 – “Дама с попугаем”, бюст певца Л.В. Собинова, подсвечники и чернильница “Тритоны”, вазочка с дельфинами, ручка зонтика “Сова”, а также кружки “Баба”, “Парень”. 1917-1923 – бюст К. Маркса, “Красногвардеец”; серия скульптур “Знаки Зодиака”, “Конек-Горбунок”, “Кумушки”, скульптурные вазы.

 

full

Кружка «Баба» Фарфор ГФЗ – ЛФЗ Высота 10,0 см

full

Дама с попугаем -Автор формы – Кузнецов В.В., автор росписи – Наталья Данько. Выпуск изделия начался в 1916 году. Высота – 20.3 см. Авторский оригинал хранится в коллекции Государственного Эрмитажа

Мох Михаил Николаевич (1911–1978) – художник, работал на ЛФЗ с 1929 г. по 1941г.,  В 1953 году он возвращается на ЛФЗ, а в 1954 году его назначают главным художником завода. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за роспись сервиза «Лани» его награждают серебряной медалью. Свои работы художник подписывал: «М», «М. Мох», «М. Н. Мох», «худ. М.» как правило, с указанием даты, а также монограммой в виде сдвоенной буквы «М». декоративные вазы: «В. Л. Ленин – вождь революции» (1938)

full

Ваза«XIII съезд ВКП (б)» Фарфор ГФЗ – ЛФЗ 1938 год

Цена на 2023 год не менее 100 000руб

Р.О`Коннель-Михайловская-  «Приезд В. Л. Ленина в Петроград и его выступление у Финляндского вокзала»

 

full

Ваза «Вперед за социализм» Фарфор ГФЗ – ЛФЗ 1931 год

Цена на 2023 год не менее 200 000 руб

 

Чехонин Сергей Васильевич (1878–1935)-художник.  художественный руководитель Государственного фарфорового завода 1918—1923 годах и в 1925—1927 годах.

full

Ваза с рисунком «Роза с маской»

Фарфор ГФЗ – ЛФЗ 1921 – 1923 гг. Высота 8,5 см

full

Кофейный сервиз «Юбилейный»

Фарфор ГФЗ – ЛФЗ 1927 год

Никола́й Миха́йлович Суетин (1897—1954) — российский советский художник, мастер дизайна, графики и живописи, представитель авангарда в его супрематическом варианте, реформатор русского фарфора. С 1922 г. по 1954 г. работал на Государственном фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. В 1922 г. начал работать на заводе вместе с Казимиром Малевичем и Ильёй Чашником.

В 1923—1924 гг. создаёт в фарфоре свои первые супрематические формы, Формы, исполненные Н. М. Суетиным для фарфоровых сервизов часто несут черты архитектонов К. С. Малевича.

В 1932-33 гг. создаёт серию белых ваз («Овал», «Архитектон»).

С 1932 года вступил на должность главного художника завода и оставался на ней до своей смерти в 1954 году.

Под руководством Суетина на заводе, кроме фарфоровых изделий, изготавливались элементы оформления московского метрополитена и здания Речного вокзала в Химках. Как художник по фарфору, Суетин изменил многие формы фарфоровых изделий завода, придав им строгие геометрические формы. Чашки, блюдца, вазы-«суетоны» и сервизы, сделанные Суетиным, представлены в настоящее время в Музее Императорского фарфорового завода.

Работы: чернильница и блюдо «Супрематизм» (1923), чашка с крышкой, чашка и блюдце с оранжевым диском (1923), сервиз с супрематической росписью (1923), тарелки «Инвалид» (1920), Чёрный силуэт (1931), Чернильница «Псковский храм» (1929), «Планит на оранжевой плоскости» (1930), сервиз «Бабы»(« Хлебный») (1931), чайный сервиз с супрематической росписью (1932), сервиз «Тракторный» (1932), чашка с блюдцем «Ситчик» (1935), и другие работы.

full

Советский супрематический фарфоровый чайный сервиз “Диагональное движение”, Николай Суетин, ГГФЗ, 1923 год. 7 предметов : чайник, молочник, сахарница и две чашки. Продан  на sothebys в 2021 году за 8 млн рублей, цена кофейника на 2023 год 100 000рубъ

Дина Эммануиловна Клювгант (1913–2008)- художник керамист, не работала на ЛФЗ.

Родилась Д.Э. Клювгант 23.02. 1913 г. в с. Доброе Николаевской обл. Муж – известный художник-керамист и коллега – И.И.Гончаренко. В 1936 г. окончила керамический факультет Одесского художественного института. Преподавателями Д. Клювгант были знаменитые художники-педагоги М. Жук и О. Шовкуненко. Член Союза художников СССР. Работала художницей на Дмитровском ФЗ (1936-38 г.г.) и Первомайском фарфоровом заводе (1938-50 г.г.). Переехала на ЗИК в художественную лабораторию вместе с мужем-главным художником И.Гончаренко (1950-55 г.г.). Делала образцы росписи сервизов, ваз, пловниц для массового производства. Много работала с надглазурной и подглазурной живописью, печатью. Выставочные произведения (например, ваза «Миру мир» в содружестве с другими художниками ЗИКа). В некоторых источниках упоминается о небольшом периоде работы Д.Клювгант на Кучинском заводе керамических изделий в Подмосковье, на котором шли разработки новых образцов облицовочной плитки для важнейших строительных объектов послевоенной столицы (1950-51 г.г.). Возможно, на ЗИК она приехала в 1951 г. С 1955 по 1958 г.г. работала на Будянском фаянсовом заводе в Харьковской области. С 1958 г. преподавала в Одесском художественном училище, а в 1961 г. перешла в керамический цех одесского отделения художественного фонда Украины. Создавала изделия из фарфора, майолики, шамота, посудные формы, сувениры. Принимала участие во множестве международных и всесоюзных выставок . Ее работы украшают экспозиции Одесского художественного музея, НМУНДМ в Киеве, ВМДПНИ в Москве, музея в Кусково. Много работ творческой четы можно посмотреть на сайте Рыбинского художественного музея: http://iss.rybmuseum.ru/items?sa-fun…author=3296739 В 2006 г. в Украине был издан альбом «Художники Одещини» с частью ее работ.
Умерла Д.Э.Клювгант в Одессе 07.01.2008 г.

full

Вазочка с надписями «XX лет Великой Социалистической

Революции» и «СССР»  Фарфор ГФЗ – ЛФЗ 1937 год

Цена на 2023 год не менее 230 000 руб

 

Кобылецкая Зинаида Викторовна (1881–1957)-художник. Работала на ГФЗ-ЛФЗ с1918г.- 1932 г.

 

full

Кофейник со сказочной птицей

 Роспись Т.Зайденберг Фарфор ГФЗ – ЛФЗ 1931 г

Цена на 2023 год не менее. 15 000руб

 

Воробьевский Алексей Викторович (1906г–1992г)- скульптор,художник

Работал на лфз (1926г -1992 г)

На ЛФЗ художник проработал почти всю свою жизнь, с незначительным перерывом с 1941 по 1945 годы

Для творчества Воробьевского характерно обращение к фантастическим и сказочным сюжетам, в основу которых положены мотивы народного искусства. Часто в его работах можно увидеть сюжеты со схематично изображенными фигурами людей, неземными цветами, деревьями, зданиями и хрустальными мостами. На вопросы о том, как рождаются такие чудесные сюжеты, он отвечал, что видит их во сне, затем переносит на фарфор.

. Воробьевский предпочитал сразу рисовать на фарфоре без предварительных набросков. Его художественной манере свойственен изящный тонкий мазок, напоминающий технику персидской миниатюры. Исполненные художником росписи носят в основном декоративный характер. Выполнял Воробьевский и работы в агитационном стиле, но, как правило, на заказ к очередным юбилейным датам.

Свои работы художник подписывал «А. Воробьевский», иногда без инициалов, как правило, с датой. К известным работам Воробьевского можно отнести чайный сервиз «10 лет Октября», вазы «Юбилейная», «Русские народные узоры», кофейный сервиз на 12 персон «Город и деревня», столовый сервиз с монограммами союзных республик, сервизы «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане», кружку «Молоко»чайник «Народные узоры»чайную пару «Народные узоры»куманец со звуком «Петушок». В 1969 году Воробьевскому присуждается звание Заслуженного художника РСФСР, а в 1970 году он награждается Государственной премией РСФСР имени И. Е. Репина за создание высокохудожественных образов фарфоровых изделий

 

full

Кофейник «Цветы»

Ломоносовский фарфоровый завод 1930-е годы Высота 22,2 см

Цена на 2023 год не менее 50 000руб

full

Напольная фарфоровая ваза«Русскиенародные узоры», Форма «Большая китайская»

художник Воробьевский, исп.Шестаков, ЛФЗ, 1958 г.

Размер 48 см.

Юденич – «Защита Петрограда» (1935) Данько- «Активисты» (1930), «Колодный молодняк» (1936), «Теннисистка» (1940). Апофеозом темы стала созданная скульптором многофигурная композиция «Будь готов к труду и обороне».

Анна Яцкевич  – знаменитая художница, периода Великой отечественной войны, создавшая знаменитый рисунок «Кобальтовой сетки».  Как гласит одна версия появления этого узора – он был создан по мотивам прославленного

«Собственного» сервизного комплекта Елизаветы Петровны. Другая версия – художница работала во время блокады Ленинграда и роспись создана в память о страшных временах, когда окна домов были заклеены крест-накрест.

И. С. Аквилонова-художник.сказочные оброзы –(1950-е годы)

Т. Н Безпалова-Михалева- художник. сказочные оброзы(1950-е годы)

А. Лепорская, В. Семенов, Э. Криммер, С. Яковлева, В. Городецкий, С. Богданова, Н. Павлова, Н. Семенова, В. Жбанов, К. Косенкова, П. Веселов, И. Олевс.(1950-1960г)

 

Особый коллекционный интерес среди продукции завода представляют предметы мелкой пластики: анималистические серии мастеров:

В. С. Драчинская, Б. Я. Воробьев и В. М. Жбанов, П. П. Веселов

С. Б. Велихова-  знаменитые детские фигурки, плясуньи и национальные образы

Е. А. Гендельман-скульптор, фигурки купальщиц, физкультурниц и натурщиц.

Т. А. Афанасьева

Т. Б. Баранова

Г. Шуляк

С. Соколова

Ольга Генриховна Белова-Вебер- Художник по росписи фарфора, скульптор.

Н. Петрова

ПЕТРОВА НЕЛЯ ЛЬВОВНА-художник по росписи фарфора, скульптор. На данный момент главный художник завода

 

присущие стили:

клеймы:

 

монограммы художников:

Мох Михаил Николаевич (1911–1978)- «М», «М. Мох», «М. Н. Мох», «худ. М.» как правило, с указанием даты, а также монограммой в виде сдвоенной буквы «М».

 

История:

История царского периода в жизни завода

Свои появлением завод обязан дочери Петра I Елизавете. Именно по ее инициативе в 1744 г. было основано первое на тот момент в России и третье по всей Европе фарфоровое предприятие.

В 1744 году русский министр Николай Корф заключил договор с Христафом-Конрадом Гунгером о создании в Санкт-Петербурге фарфоровой мануфактуры. Для этого Гунгера, якобы владеющего тайной производства фарфора, тайно вывезли в Россию из Швеции.

Организацию и надзор за « Невской порцелиновой мануфактурой» поручили барону Ивану Черкасову, управляющему Кабинетом Ее величества. В конце 1744 года для работ на Порцелиновой мануфактуре был откомандирован горный инженер Дмитрий Виноградов (1720-1758). Именно ему принадлежит заслуга изобретения русского фарфора.

Алхимик Гунгер, несколько лет пытавшийся наладить производство на предприятии, оказался шарлатаном, реальных результатов его труды не принесли. Возможно, что причиной его неудач были особенности местных глин. В 1748 году всеми забытый Гунгер скончался в Петербурге. Виноградов не только составил рецепт отечественной фарфоровой массы, но также изобрел рецепт глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора, спроектировал печи для обжига и разработал методы формовки.

Первые образцы изделий должного качества удалось получить уже в 1747 году.

История завода тесно связана с жизнью и научной деятельностью известного ученого Д.И. Виноградова. Данному деятелю удалось в его стенах открыть секрет производства фарфора, который по праву заслужил название «белое золото». Даже современный фарфор, при всей имеющейся базе научных исследований и достижениях высоких технологий, ничем не уступает ему по качеству.

Первое название завода – Невская порцелиновая мануфактура. Изначально она специализировалась на мелких очаровательных безделушках, например, табакерках, которые императрица преподносила в подарок в знак особого расположения своим приближенным или иностранным дипломатам. К 1756 г. производство разрослось благодаря тому, что Виноградов смог построить на заводе горн. Именно с его помощью личная императорская коллекция обогатилась сервизом «Собственный».

В 50-х годах ассортимент предприятия расширился фарфоровыми фигурками. На тот момент фарфоровые изделия считались предметами роскоши. Они носили исключительно декоративную функцию и содержались в специальных кладовых, как семейные реликвии.

Нужно сказать, что судьбу предприятия в то время напрямую определяло настроение и расположение царского двора.

Свой «императорский» статус вместе с новым названием завод приобрел в период правления Екатерины Великой. Императрица решила сделать фарфоровые изделия всеобщим достоянием, а не предметом, доступным кругу избранных. Этот период отмечен для завода творчеством французского скульптора Ж.Д. Рашета, которого Екатерина пригласила в качестве модельмейстера. Поэтому главным художественным направлением, господствовавшим на тот момент на заводе, был классицизм.

Золотой век для Императорского фарфорового завода пришелся на конец 18 столетия. Во многом – благодаря великолепным сервизам, изготовленным по спецзаказу Екатерины II – «Арабесковый», «Кабинетный», «Яхтинский» и др. Каждый такой набор насчитывал порядка 1000 предметов и был украшен росписью, которая олицетворяла величие и добродетель императрицы, а также отражала важные исторические события, пришедшиеся на период ее властвования.

Также в это время на заводе выпускались скульптуры, посвященные народам России, представителям различных петербургских профессий, вазы и т.д. Фарфор екатерининской эпохи ценился современниками как настоящие произведения искусства.

Сын великой императрицы Павел I также разделял страсть своей матери к фарфоровым изделиям и гордился основанным Екатериной предприятием, исправно обеспечивая его работой. Хотя фарфор павловского периода менее помпезен. Тогда же стали популярны сервизы на 2 персоны – так называемые «дежене».

Во времена правления Павла руководство заводом осуществлял князь Юсупов, который был большим поклонником изящных искусств и прекрасно в них разбирался. Это также способствовало развитию завода.

Символично, что последний сервиз, выпущенный на Императорском фарфоровом заводе в 18 столетии, украшал стол Павла I в канун его смерти. Император заказал его специально для использования в новой царской резиденции – Михайловском замке, и был в восторге от результата.

Александр I поручил управление заводом графу Д. Гурьеву. Руководитель задумал глобальную реорганизацию предприятия, для чего не жалел ни сил, ни средств. Возглавил мероприятия профессор технологии Женевского ун-та Ф. Габбесен. Во главе скульптурной палаты был поставлен С.С. Пименов – профессор Академии художеств и талантливейший мастер. Из Севрской фарфоровой мануфактуры специально вызвали лучших специалистов, перед которыми была поставлена задача внедрить на предприятии стиль ампир.

В этот период на заводе был создан легендарный «Гурьевский» сервиз, посвященный победе в войне с Наполеоном. Данное произведение является наглядным примером того, как в фарфоровом производстве находили отражения великие исторические события и национальные традиции своего времени.

В этот же период на заводе была выпущена серия «военных» тарелок, на которой были продемонстрированы представители различных военных чинов во всевозможных мундирах.

Пользовалась популярностью и «императорская» тема – портреты известных персон и коронованных особ на изделиях фарфора.

Отдельно стоит сказать о вазах, которые выпускались на заводе с начала правления Александра I и до конца 60-х гг. 19 в. Они занимали особое место среди ассортимента продукции завода. Для их украшения чаще всего использовалась роспись золотом. Сюжеты для живописи выбирались в основном батальные и видовые. На втором месте в приоритете среди выпускаемой продукции завода были дворцовые сервизы и наборы. Так, за время правления Александра I и Николая I (с 1825 по 1855 гг.) практически все резиденции Петербурга обогатились собственным сервизом, каждый из которых является отражением определенного стилистического направления. Особого расцвета в этот период достигло так называемое русское направление. Его ярчайшими примерами являются сервиз, изготовленный по проектам Ф. Солнцева, археолога, специально для Большого Кремлевского дворца в Москве, а также сервиз Великого князя Константина Николаевича.

Творчество николаевской эпохи отличается особой виртуозностью техники росписи. Многие фарфоровые изделия украшались на удивление точными копиями произведений великих художников – Рафаэля, Корреджо, Леонардо да Винчи и т.д. Также была популярна портретная, миниатюрная, иконная живопись. В этот период продукция завода неоднократно удостаивалась высоких наград на различных выставках – в Париже, Вене, Лондоне.

Столетний юбилей Императорского фарфорового завода был отмечен открытием собственного музея предприятия. В основу его коллекции легли запасы из кладовых Зимнего дворца. Позднее, уже во времена правления Александра III, изделия начали дублировать – для музея и императорского двора.

Александр II был, пожалуй, первым императором со времен основания завода, который не слишком интересовался деятельностью предприятия. Поэтому к 70-м гг. 19 в объемы производства существенно сократились. Осталась лишь традиция изготавливать подарки для двора на Пасху и Рождество – ее завел еще Павел I. Все остальные немногочисленные изделия благополучно отправлялись в закрома царских кладовых. Декоративная часть также стала гораздо аскетичнее и в основном повторяла изделия старинного европейского и восточного керамического производства. Более того, предприятие было переведено в статус убыточных, и даже начались разговоры о необходимости его закрытия.

Новую жизнь в предприятие вдохнул Александр III. В его эпоху было проведено дополнительное бюджетирование и модернизация производства. Запустился проект по выпуску больших сервизов – «Коронационного», и еще одного, вдохновленного сланцами Рафаэля, украшающими папский дворец в Ватикане. Также получила развитие восточная и японская тематика, цветная глазурь и подглазурная роспись – т.е. все те художественные техники и стилистические направления, которым отдавал предпочтение сам Александр III и его супруга Мария Федоровна.

При Николае II завод достиг апогея своего развития. Научно-технический прогресс обеспечил его техническую базу, а традициями и набором декоративно-художественных техник, накопленными к тому времени, предприятие по праву могло гордиться. Деятельность завода курировала лично императрица Александра Федоровна. Она же сделала предприятию 2 крупных заказа – на изготовление сервизов «Александринский» и «Царскосельский». А сам император поручил заводу изготовить очередную серию военных тарелок с изображением военных чинов эпохи царствования Александра III, а также серию фигур «Народы России», которой были продолжены традиции Екатерины II с помощью фарфоровых изделий прославлять величие монаршей власти и национальные подвиги.

В начале ХХ века под влиянием художественного объединения «Мир искусства» на заводе укрепились традиции неоклассики.

Довоенный период

Новая эпоха в истории Императорского фарфорового завода началась после национализации в 1918 году. Народный комиссариат просвещения решил превратить императорский завод в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения». Продукция завода должна была приобрести агитационный характер в рамках концепции ленинского плана пропаганды.

История агитационного фарфора – это один из интереснейших этапов развития не только фарфорового производства, но и декоративно-прикладного искусства в целом. Он – словно путеводитель по первым годам существования советской власти. В данном направлении искусства особенно себя проявили такие мастера, как С. Чехонин, А. Щекотихина-Потоцкая, Н. Данько, В. Кузнецов, М. Лебедева, М. Адамович и многие другие талантливые специалисты.

В 20-е гг. роскошные и филигранные изделия из белоснежного фарфора перешли из разряда предметов роскоши, доступных узкому кругу избранных, в массовый объект искусства, который нес в себе революционные идеи.

Параллельно с художественным фарфором на заводе также производились изделия химического и технического фарфора, оптическое стекло (именно в стенах завода оно было впервые добыто). В 1925 г. предприятие получило имя М.В. Ломоносова.

Именно здесь, на Ленинградском фарфоровом заводе, появилась первая в СССР художественная лаборатория, которую возглавил Н. Суетин. Ему удалось внедрить в производство новые художественные идеи, в которых концепция супрематизма и декоративизма, доставшегося в наследство от «Мира искусства», успешно комбинировалась с реалистическим изображением природного мира.

Свой уникальный узнаваемый стиль изделия Ленинградского фарфорового завода приобрели благодаря таланту и мастерству таких специалистов, как А. Воробьевский, И. Ризнич, М. Мох, Т. Безпалова, Л. Протопопова, Л. Блак, А. Яцкевич, С. Яковлева.

Послевоенное время

В 60-е гг. в искусстве вновь начали господствовать тенденции 20-х гг. Роскошь и помпезность сталинского ампира сменилась простотой белого фарфора, лаконичностью форм и объемов. Этот период отмечен творчеством таких мастеров, как Э. Криммер и А. Лепорская, В. Семенов и С. Яковлева, В. Городецкий.

Показали себя и выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной – С. Богданова, К. Косенкова, Н. Павлова, Н. Семенова, В. Жбанов, П. Веселов и др.

Наиболее громкими фамилиями в сфере декоративно-прикладного искусства на тот момент были Н. Славина и И. Олевская – авторы монументальных композиций из множества предметов.

Предприятие было модернизировано, внедрены новые технологии и оборудование, что позволило сделать ассортимент его продукции еще более разнообразным. Именно здесь впервые в нашей стране была апробирована технология производства костяного тонкостенного фарфора, за что рабочая группа предприятия получила Государственную премию СССР в области науки и техники.

В 70-е годы предприятие неоднократно принимало участие в различных выставках и конкурсах международного масштаба. А за особый вклад в развитие производства и международное сотрудничество завод в 1980 г. был удостоен одной из самых престижных мировых премий – «Золотой Меркурий».

Современный период

В своем современном творчестве завод сочетает старейшие традиции производства и инновационные техники и разработки, благодаря чему петербургская школа фарфора сохраняет свой уникальный стиль. Среди наиболее знаменитых мастеров современности можно отметить Т. Афанасьеву, Г. Шуляк, Н. Петрову, О. Матвееву, М. Сорокина, С. Соколова и многих других. Благодаря таланту и преданности своему делу этих специалистов продукция Императорского фарфорового завода продолжает оставаться эталоном безупречного качества и художественного мастерства.

Адрес завода

Санкт-Петербург, пр-т Обуховской обороны, д.151

 

ссылки:

https://www.ipm.ru/

wikipedia.org

https://farfor-antik.ru/factories/ifz/

https://goskatalog.ru/

https://www.dvaveka.ru/